Реставрация мотоцикла М-72. Военная техника снова в строю

Уважаемые читатели blog.shmoto.ru!

Команда shmoto.ru поздравляет вас с 70-летием Великой Победы!!!

Специально к празднику мы подготовили материал о реставрации легендарного мотоцикла «М-72″.

Реставрация раритетной техники – не просто модное увлечение и уж тем более, не трата времени впустую. Это искусство, требующее тщательного подхода и огня в глазах. Дело, направленное на достижение результата, пусть и не мгновенного, но стоящего потраченных усилий, нервов и бессонных ночей. И вот первый раз выезжаете на своем детище, ловите взгляды, обращенные вслед, но Вам нужны не они.

Вы сделали то, что должны были, Вы смогли.

М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 гг. на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных целей, и до середины 50-х гг. в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном исполнении.

М-72 имел прототип (немецкий мотоцикл BMWR71), благодаря которому был оснащен техническими новшествами, не применяемыми ранее на советских мотоциклах: дуплексной рамой, ножным переключением передач, пружинной подвеской заднего колеса, телескопической передней вилка (после войны на последних сериях М-72 ставили рычажную вилку), карданной передачей, питанием каждого цилиндра от собственного карбюратора.

Центр тяжести у М-72 лежал на высоте 592 мм ввиду оппозитного расположения цилиндров. Все вспомогательные узлы (прерыватель, маслонасос, генератор) приводились шестернями, чугунные цилиндры покрывались антикоррозионным жаростойким чёрным лаком, шатунные подшипники коленчатого вала изготавливались роликовыми, коренные — шариковыми. Шатуны сидели не на общей шейке, а каждый на своей. В интересах уменьшения длины и массы картера двигателя, коленчатый вал на М-72 сделан двухопорным, а его средняя щека — толщиной 18 мм. Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а вовнутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской оказывалось удобным переключать передачи расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.

motocikl-m-72

Доскональное изучение исторических документов, технической документации и нюансов конструкции позволяют представить масштабы работ, необходимых для реставрации старинных моделей мотоциклов, на которых ездили ещё наши деды и прадеды. Многих деталей уже не найти в свободной продаже да и донора купить не так просто.

Но, как говорится: «Тот, кто ищет, тот всегда найдет». Так ребята из байкерского клуба «Моторокеры», загоревшись идеей реставрации военного мотоцикла М-72 образца 1942 года не опускали руки, тщетно пытаясь найти мало-мальски сохранившийся экземпляр. Клуб «Моторокеры» до этого занимался ремонтом мотоциклов, поэтому идея реставрации не была новшеством в их деятельности. Спустя три года «Моторокерам» улыбнулась удача: удалось найти экземпляр М-72 с документами, но в ужасном состоянии: абсолютно все кузовные детали проржавели насквозь. Огорчили и агрегаты: винты фланца крепления распредвала выкрутились, один из винтов вывалился и попал между зубьев шестерен газораспределительного механизма, от чего их зубья выкрошились. Осевое биение цапфы было около 20 мм, при этом допустимый люфт – 0,02 мм. Предстояла долгая работа.
После дефектовки деталей от мотоцикла осталась лишь рама, картер двигателя, редуктор и ещё несколько деталей. Всё остальное совершенно не годилось для восстановления и представляло собой груду металлолома.

1412999148_m-21412999118_m-3

На возвращение мотоцикла в строй потребовалось три (с небольшими перерывами) совсем не легких года: пришлось покупать детали от подобных моделей по всему миру (Россия, Польша, Германия, Китай, Украина, Белоруссия). Некоторые из деталей восстанавливались собственными силами, благодаря навыкам целой группы специалистов: слесаря, токаря, сварщика, жестянщика, автомаляра, программиста, инженера, чертёжника, портного, электрика и многих других.

Работать приходилось кувалдой, пинцетом, паяльником, болгаркой, напильником, на компьютере и разными другими инструментами. Использовались различные технологии: рихтовка кувалдой, лазерная резка, несколько видов сварки, компьютерный дизайн и другие.

1412999151_m-111412999073_m-9

В заводскую конструкцию мотоцикла были внесены некоторые изменения: в части электрооборудования и архаичной 6-вольтовой кулачковой системы зажигания. Установлено 12-вольтовое электрооборудование и микропроцессорная система зажигания для повышения надёжности. Также вместо штатной телескопической передней вилки установлена короткорычажная вилка от мотоцикла М-72Н образца 1958 года выпуска ввиду её привлекательности для «Моторокеров». М-72Н — необычная редкая конструкция. Эта модель выпускалась на Киевском моторном заводе малой серией в 1958 и 1959 годах. Всего было выпущено 1980 мотоциклов М-72Н. Родная телескопическая вилка также была восстановлена. В остальном М-72 полностью оригинален, включая мелочи. Мотоцикл состоит из новодельных и реставрированных деталей, а также из тех, которые «Моторокеры» делали сами по чертежам и фотографиям.

«С миру по нитке — голому рубаха» — не просто народная поговорка в деле реставрации военного мотоцикла. Чем дальше продвигалась работа, тем больше людей желало принять участие, оказать посильную помощь. Дело находилось для каждого: от самого простого до сложного. Собрать, зачистить, разобрать, открутить – рабочие руки требовались всегда. Приходили друзья, приводили с собой своих друзей, каждый пришедший хотел присоединиться к второму рождению легенды.

1412999101_m-12

1412999124_m-10

1412999128_m-13

Последние полгода работа шла особенно интенсивно: нужно было успеть собрать и опробовать мотоцикл до начала мая. Умельцы трудились в гараже каждый день после работы до глубокой ночи, без выходных всю зиму и весну. Практически никакая деталь сразу не вставала на место. Всё приходилось по нескольку раз собирать, разбирать, ремонтировать и снова собирать. Монотонная бесплодная цепочка «сборка-разборка-ремонт-сборка-разборка» кого угодно могла довести до отчаяния. Времени с каждым днем оставалось всё меньше и меньше и порой казалось, что конца этому не видно. Трудящихся поддерживали и не давали сдаться и опустить руки мысли о военном времени: подростки и женщины, голодные, холодные, морально подавленные трудились четыре года по 14 часов в сутки без праздников и выходных. Особенно в начале войны: фашисты наступают, наши войска отходят и несут потери, постоянно приходят похоронки о погибших родственниках и в перспективе – рабство навечно без каких-либо перспектив…

«Им было стократ тяжелее, чем нам»,- говорят «Моторокеры».
Труд увенчался успехом: 22 апреля мотоцикл завелся и заработал!!  Невозможно описать словами счастье человека, долго, тяжело и упорно шедшего к цели и достигшего её!  Это можно только понять, самому испытав нечто подобное. Конечно, оставалась ещё масса доделок и доработок. Однако 1 мая мотоцикл поехал в свой первый пробег и не подвёл. Вот имена самых активных реставраторов: Борман (Коленционок Евгений), Саня (Корпачёв Александр), Владос (Цветковский Владислав), Фломастер (Баранович Алексей), Тошига (Гречанин Антон), Флор (Фролов Андрей), Гудвин (Корпачёв Евгений).
В довершение ко всему был приобретен макет пулемёта Дегтярёва ДП-27 и полное обмундирование солдат бронетанковых войск образца 1943 года.

1412999123_m-141412999072_m-15

Эта реставрация потребовала такого количества усилий, какое до этого «Моторокеры» никогда не прилагали ни к какому другому мотоциклу.

Одно  можно сказать с уверенностью: «Оно того стоит!»

1401909369_p1150708

Благодарность за помощь в подготовке материала байкерскому клубу г. Северска «Моторокеры».

Наш Советский народ героически победил в той страшной Великой Отечественной войне. Память о том великом подвиге должна храниться вечно. Отреставрированный мотоцикл М-72 образца 1942 года – байкерская дань памяти и уважения людям, победившим Фашизм.

В следующую пятницу мы поговорим о том, как избежать серьёзных травм при падениях.

На главную

 

 

 

2 Комментариев “Реставрация мотоцикла М-72. Военная техника снова в строю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>