Первые шаги или Как избежать ошибок пилотирования

Всем новичкам посвящается=)

Ещё вчера ты видел во сне, как будешь катать на новеньком «Джиксере» на зависть подружкам или гордо проезжать на «Харлее», ловя восхищенные взгляды. Но уже сегодня твоя мечта может стать реальностью! Тебе есть 18, ты полон решимости покорять дороги, треки, степи, пустыни. В тебе кипит огонь, требует выхода энергия, ты настроен идти только вперёд. Значит, эта статья именно для тебя! Мы расскажем, как успешно пройти путь от записи в мотошколу до получения прав категории «А».

Итак, с чего начать?

Для получения водительского удостоверения категории «А» необходимо пройти обучение в мотошколе или автошколе, которая предоставляет такую услугу. Лекции читаются в классе. Теоретический экзамен состоит в решении билетов и ответов на устные вопросы (последнее-по усмотрению мотошколы).

Практические занятия проходят на закрытой площадке, на ней же сдается итоговый экзамен.

Что необходимо перед первым практическим занятием?

- уметь ездить на велосипеде (или хотя бы уметь держать равновесие);

- быть готовым к работе в тандеме с железным конём=).

В группу записались, настроились на позитивную волну.

Вплоть до прошлого сезона обучение проводилось на мотоциклах с рабочим объемом двигателя 125 см3. Чаще всего в качестве учебного мотоцикла выбирали YamahaYBR-125 («Ебрик»). Сейчас же из-за изменений в законодательстве обучение должно проводиться на байках помощнее, а 125-ки надо оставить категории А1.

Рассмотрим «Ебрик» в качестве примера

 4f34e4ad34fa9

Как для любого байкера, для нас важна безопасность при движении, верно?

Надеваем шлем, предоставленной автошколой, запрыгиваем на коня, не забываем убрать подножку. Внимательно изучаем приборную панель, это нам понадобится в дальнейшем.

 

панель

Видим 2 стрелочных прибора: слева спидометр, справа тахометр. 4 лампочки (слева направо): поворот налево, нейтральная передача, свет фары, поворот направо; индикатор топлива в бензобаке.

Поворачиваем ключ зажигания, нажимаем кнопку электростартера рядом с ручкой газа (настоятельно советуем изучить устройство мотоцикла перед началом обучения). Мотор благодарно заурчал. На приборной панели горит зеленая лампочка нейтральной передачи. Зажимаем рычаг сцепления, легким нажатием вниз левой ногой включаем первую передачу, добавляем немного газа, плавно отпускаем сцепление (ни газ, ни сцепление бросать не нужно!!!), наш конь ожил и начинает нас везти. Проехав около трех метров, полностью отпускаем рычаг сцепления, можно закрыть газ.

Поздравляю! Только что мы первый раз тронулись с места.

kat_a

Типичные ошибки:

-раннее закрытие дроссельной заслонки (рано закрыли «газ») и резкое отпускание рычага сцепления приводят к тому, что двигатель глохнет. Необходимо газ держать ровно, сцепление отпускать плавно.

Потренируйся плавно трогаться с места, избегая ошибок.

Теперь мы готовы приступить к выполнению упражнений=)

Первым будем выполнять следующий набор упражнений: габаритный коридор, разворот, разгон-торможение. Технику выполнения объяснит инструктор. Мы же обратим внимание на основные ошибки начинающего мотоциклиста при выполнении заданий.

 moto3

Ошибка 1.

В начале движения мотоцикл ведет себя как «непослушный пони»: дергается, едет рывками (см. выше про плавную работу газа и сцепления).

Ошибка 2.

Мотоцикл медленно едет при закрытой дроссельной заслонке («плохо тянет на холостых»). В этом случае нужно добавить газа, примерно до 2000 оборотов/в минуту (цифра «2» на тахометре). Газ можно как держать ровным, так и добавить немного и снова закрыть.

Ошибка 3.

«Не могу войти в поворот, заезжаю на линию разметки». Добавь газу, когда едешь по габаритному коридору, а перед вхождением в поворот закрой газ и работай рулем (и сам, конечно, не забывай наклоняться вместе с железным другом).

Ошибка 4.

«Хорошо выполняю разворот, но не могу переключиться на вторую скорость, глохну».

Кажется, ты забыл разогнаться после разворота. Ты ведь хочешь повысить обороты? Разгонись, а потом переключайся. И не забудь после переключения на вторую передачу сразу отпустить рычаг сцепления и добавить газа!

Когда остановишься, включи нейтральную передачу («нейтралку»). Для этого прощелкай в самый низ лапку коробки передач (чтобы не искать «нейтралку» между 3 и 4 передачей=)) и чуть подцепи носком вверх, загорится зеленая лампочка.

Типичные проблемы, связанные с «нейтралкой»:

  1. «Не могу прощелкнуть лапку ни вверх, ни вниз». В этом случае катни мотоцикл вперед и попробуй ещё раз.
  2. «Лампочка загорелась, сцепление отпустил, мотоцикл дернулся и заглох». Это частое явление на учебных мотоциклах. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию делай так: когда лампочка «нейтралки» загорелась, чуть приотпусти рычаг сцепления. Если мотоцикл «потянет», зажми сцепление и попробуй ещё раз.

Мы выполнили первое упражнение учебного курса! Совсем скоро мы сможем применить знания в реальных городских условиях.

При выполнении второго упражнения нам предстоит научиться делать «змейку», проезжать «доску» и осуществлять «маневрирование на малой скорости». Основной трудностью является выполнение «доски». Как правило, это линия, нарисованная на асфальте, 25 см в ширину и 5 метров в длину, с которой нельзя съезжать ни передним, ни задним колесом.

колейная-доска

Немаловажную роль играет психологический фактор. Кажется, «как я проеду на таком бооольшом мотоцикле по такой узкой полоске?!» Поэтому, разберемся, как максимально упростить выполнение этого элемента:

  1. При выезде со «змейки» сделай разворот по максимально возможному радиусу, чтобы до въезда на «доску» успеть выровнять мотоцикл;
  2. Когда мотоцикл выровнен, смотри на начало «доски» и добавь немного газа;
  3. После въезда на «доску» смотри на конец доски, держи ровный газ и немного подтормаживай задним тормозом для лучшей устойчивости мотоцикла.

Важно! После въезда на «доску» газом и тормозом работай в тандеме, иначе можно заглохнуть либо выехать с «доски».

Надеемся, с упражнением номер 2 справились успешно.

Осталось ещё одно упражнение, «восьмёрка».

Казалось бы, ничего сложно, крути руль да наклоняйся то вправо, то влево, но!

Всегда помни одно нехитрое правило: смотри туда, куда хочешь приехать!

Поэтому: при выполнении «восьмёрки» смотрим не под колесо, а чуть дальше вперед. Выбираем траекторию таким образом, чтобы между линией разметки и передним колесом мотоцикла было около 10 сантиметров. Если чувствуешь, что ещё чуть-чуть и наедешь на линию, наклони мотоцикл в сторону поворота.

Также одновременно с началом движения добавь немного газа, закрой газ перед самым началом поворота. Если чувствуешь, что после правой половины «восьмёрки» мот плоховато тянет, добавь немного газа на участке между правой и левой половиной (короткий прямой участок) и снова закрой газ перед началом поворота.

Вуаля, идеальный проход «восьмёрки».

3b80f9ca24ad4e3cf72c934c5dd17de6

Теперь осталось дело за малым: нужно накатать положенные часы, получить допуск у инструктора и показать свои умения на экзамене в ГАИ.

Не забудь похвастаться новенькими правами, ладно?=)

День Великой Победы совсем скоро! Следующий материал будет приурочен к памятному дню.

На главную

6 Комментариев “Первые шаги или Как избежать ошибок пилотирования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>