Ломаковский музей автомототехники

Москва, станция метро «Люблино», 15 минут пешком и тщетные попытки отыскать пристанище старинной техники. Сверяем карту, спрашиваем у прохожих. На нас смотрят, как на диковинку, и с радостью подсказывают, как пройти. Обходим загражденную стоянку, на которой под московским снегом угадываются очертания четырехсотого «Москвича» и 21-ой «Волги». Недоумение, мол, это всё? Это и есть музей? Но нет. Обходим стоянку, и перед нами на небольшом белом здании появляется вывеска «Ломаковский музей автомототехники».

Рядом с входом на листе прикреплены расценки на вход: 200 рублей-взрослый билет, 100 рублей-детский. На входе нас встречает сердитая пожилая женщина, предупреждает, что за фотосъемку тоже нужно платить, и запускает внутрь.

С первого взгляда на внутренности музея становится очень обидно за старичков-экспонатов: автомобили 30-х гг. стоят рядом с ровесниками-мотоциклами, не получающими должного ухода и заботы.

С левой стороны пристроился немецкий “Zundapp DBK200” 1939 года выпуска с трехскоростной коробкой передач. Данная модель-самая распространенная в гитлеровской германской армии, является трофеем Советского Союза. Мощность всего 7 «лошадей», а объём двигателя 198 «кубов». Данный экземпляр приобретен Дмитрием Ломаковым (создателем музея) в 2012 году.

zundapp dbk200

Идём дальше. Некогда красавец ИЖ-49, 1956 года выпуска. Мощность уже 11,5 «лошадей». А рабочий объем двигателя 346 «кубов». К слову сказать, данный мотоцикл в музее обрёл вторую жизнь: с 1963 года он пролежал в полуразобранном состоянии в стенном шкафу жителя Москвы Проскурина Алексея Михайловича, который в 2005 году подарил ИЖа музею. У экспоната имеется технический паспорт, талон технического паспорта, заводской техпаспорт и родной желтый государственный знак МВ 61-54.

Максимальная скорость данной модели 90 км/ч, а расход топлива – 4,5 л на 100 км.

Иж-49

Далее идентифицирован советский мопед МВ-044 (ЛЗМ), 1967 года выпуска. Данный экспонат был подарен музею в 2005 году жителем Екатеринбурга Михаилом Кабаковым. МВ-044 оснащен двигателем Д-5 с рабочим объемом 45 «кубов» и мощностью 1,2 «лошади», а также систему зажигания от магнето. Данная модель имеет передний колодочный тормоз, а на заднем колесе – тормозную втулку велосипедного типа. Максимальная скорость всего 40 км/ч при детском расходе топлива 2 л на 100 км.

МВ-044

А вот и «Харлей» военных времен, а именно модель WLA-42 1942 года выпуска. Данная модель может разогнаться уже до 200 км/ч при 24,5 лошадиных силах. Двигатель- четырехтактный, V-образный. Мотоцикл отреставрирован в 1993 году, на реставрацию потрачено 7 месяцев.

Harley WLA-42

Около ГАЗ-67б пристроился М-72 с коляской 1958 года выпуска. Да ещё и в родной краске! Данная модель выпускалась в СССР с 1940 года. Во время Великой Отечественной Войны использовался в боевых действиях, после войны – в милиции, в Советской Армии, в народном хозяйстве, в личном пользовании граждан.

Представленная модель-практически полный оригинал за исключением дополнительных поворотников, самодельного багажника и ветрового стекла.

М-72 разгоняется до 85 км/ч при 22 «лошадках» и ест 7 л на 100 км. Объем двигателя – 746 «кубов», двигатель двухцилиндровый, оппозитный, четырехтактный, карбюраторный.

Мотоцикл был продан музею в 2007 году.

М-72

Около ЛуАЗа пристроился Л-8 (Ленинград-8) 1938 года выпуска производства СССР.

Именно на этой модели поставлен Первый Всесоюзный рекорд скорости на мотоцикле, зарегистрированный в СССР (максимальная скорость до 120 км/ч). Объем двигателя – 348 «кубов». Отреставрирован на 90 % в 1990 году.

Л-8

А вот и первый советский серийный мотоцикл Л-300 («Красный октябрь»), СССР, 1933 года выпуска. Копия немецкого DKW«Люкс» начала 30-х годов. Данная модель имеет особенность: маховик магнето вращается не под кожухом ( как у мотоциклов с подобной конфигурацией агрегатов), а снаружи около правой подножки и обуви пилота. Именно за эту особенность мотоцикл в народе прозвали «Точило». Мотоцикл использовался в боевых действиях во время ВОВ, а также в курьерской службе и у разведчиков. Скорость: до 80 км/ч; двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный; зажигание: от магнето; объём двигателя: 292 «куба».

Мотоцикл не реставрировался, представлен в родной краске, что крайне удивительно, учитывая его почтенный возраст…

Л-300

Далее мы видим последователя ИЖ-49 – модель ИЖ-56, СССР, 1955 года выпуска.

В отличии от 49-ой модели у ИЖ-56 применена рама сварная, трубчатая (вместо штампованной), установлено сдвоенное седло. Однако в продажу мотоцикл выходил в двух вариантах: с раздельным и со сдвоенным седлом. Двигатель имел 1 цилиндр, состоящий из оребренной алюминиевой рубашки с запресованной в него чугунной гильзой. Мощность: 13 «лошадей»; максимальная скорость: 100 км/ч; объем двигателя: 350 «кубов». Экспонат появился в музее в августе 2008 года, не реставрирован.

ИЖ-56

Также в музее представлен первый советский армейский мотоцикл ТИЗ-АМ-600, СССР, 1939 года выпуска. Цифра «600» означает объем двигателя в кубических сантиметрах, «АМ» — армейский мотоцикл. У экспоната имеется фирменная коляска, что придает ему особенную ценность. Подобных образцов более не сохранилось.

ТИЗ-АМ600

В уголке примостился австрийский Puch 125.

Выпускалась данная модель австрийским концерном «Steyr-Daimler-Puch».

Мотоцикл имеет необычный двигатель:на одном шатуне крепятся 2 поршня, которые работают параллельно. По этой причине цилиндр и камера сгорания имеют в сечении форму восьмёрки. Мощность невелика: 7,5 лошадиных сил.

У экспоната любопытная история: мотоцикл был привезен из Австрии гражданином СССР М.Я. Багинским, который работал там по вопросам вывоза оборудования заводов и имущества из поверженной гитлеровской Германии и союзной с ней Австрии в счёт возмещения ущерба, нанесенного немецкими аккупантами СССР). Передан музею наследниками М.Я. Багинского.

Puch 125

К-125, СССР, 1946 года выпуска – один из первых послевоенных советских мотоциклов, выпускаемый Ковровский мотоциклетным заводом на основании немецкой документации, полученной из поверженной гитлеровской Германии. Практически полная копия немецкого мотоцикла DKW RT-125 1939 года выпуска. Объем двигателя: 125 «кубов».

К-125

И на закуску подлинный BMW R35, Германия, 1939 года выпуска. Самый распространенный мотоцикл Второй Мировой Войны. Как правило, использовался без коляски. Объем двигателя: 350 «кубов», мощность: 14 «лошадей», максимальная скорость: 120 км/ч. Является прототипом для советского «Урала».

BMW R35

Прогулка по музею подошла к концу, руки замерзли, нос покраснел (музей не отличается комфортной температурой).

Вам могло показаться, что состояние мотоциклов удручающее и с этим нужно что-то делать. Именно на такие случае в помещении музея установлены два огромных советских стеклянных бутылей для пожертвований на реставрацию. Надеюсь, общими усилиями мы поможем старинным экспонатам вернуться в первозданный вид. Потенциал-то у них ого-го какой!

Адрес музея:

Москва, ул. Краснодарская, владение 58 (400 м пешком от станции метро Люблино). Музей работает ежедневно с 11 до 19.

Фото: Анна Шубина

Следующий материал будет посвящен разбору основных ошибок, которым подвержен каждый стантрайдер =)

Заходите в гости!

К другим материалам

Один комментарий “Ломаковский музей автомототехники

  1. Странные (мягко говоря) утверждения в этой статье «С первого взгляда на внутренности музея становится очень обидно за старичков-экспонатов: автомобили 30-х гг. стоят рядом с ровесниками-мотоциклами, не получающими должного ухода и заботы.» — а что это значит ЯКОБЫ «не получающим должного ухода и заботы»?? Если бы они действительно не получали заботы — вы бы их и не увидели — они бы давно сгинули в металлоломе. Автору статьи «обидно» что они сохранились благодаря заботе энтузиастов Ломаковых? Чушь какая то…
    И ещё ляп автора статьи и про “Zundapp DBK200” 1939 года выпуска — что он ЯКОБЫ самый распространенный — это наоборот очень редкий мотоцикл — именно с карданом а не с цепью модель то.
    Да и не все мотоциклы что в экспозиции музея почему то упомянуты…
    Странная статья…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>